Аккумуляторные батареи свинцово-кислотного типа во время эксплуатации порой попадают в ситуации, когда происходит глубокий разряд.
Причины для подобных неприятностей различны. Постоянно работающая магнитола, если ее забывают выключить, приводит к такому результату. Машина долго стоит на стоянке – это тоже возможная причина разрядки АКБ. К подобной ситуации может привести неисправность в бортовой сети, если она препятствует процессу зарядки аккумулятора от генератора или обеспечивает лишь недостаточный уровень заряда.
Все эти варианты, как и многие другие, приводят к необходимости исправлять возникшую проблему с зарядкой аккумуляторной батареи.
О том, как это осуществить, вы получите информацию, прочитав эту статью.
Использование специальных функций некоторых зарядных устройств
Когда свинцово-кислотная АКБ вошла в стадию сильного разряда, это выражается в том, что на клеммах падает напряжение — оно становится менее 12 В. Это не мешает вернуть АКБ в рабочий режим. Правда, определенный процент емкости уже не удастся восстановить, но устройство сохранит возможность работать дальше.
Известный, очень простой вариант восстановления – приведение в действие функции предварительного заряда. Она предусмотрена в ряде зарядных устройств.
Для них изготовители предусмотрели функцию ускоренного заряда, по-английски- Boost. Также современные разновидности ЗУ нередко снабжены возможностью подключения «Предзаряда». Эта опция работает следующим образом: заряд доводится до определенного уровня напряжения (как, правило, оно равно 12-ти В), после этого подключается стандартная схема. Наиболее продвинутые устройства способны включать эту опцию в автоматическом режиме, в этом случае необходимым фактором выступает возможность определения уровня заряда АКБ. Другие модели предполагают ручной режим включения.
Вариант «Предзаряда» имеет определенные отличия от обычной схемы, в рамках которой производится зарядка АКБ. Когда она заряжается стандартным образом из состояния глубокой разрядки постоянным током 0,1 *С, пластины аккумулятора начинают излишне греться. При подключении же предзаряда подача тока происходит периодически, чередуясь с паузами в подаче. Причем, можно установить величину тока меньшую, чем для стандартного варианта.
До момента подключения заряда в обслуживаемом виде АКБ стоит вывернуть пробки для того, чтобы определить уровень электролита. Когда пластины находятся верхним краем выше этого уровня, необходимо добавить дистиллированную воду так, чтобы закрыть их целиком.
Модели ЗУ, изготавливаемые на предприятиях различных производителей, предполагают набор настроек. Чаще всего встречаются следующие варианты показателей, которые можно устанавливать:
- Величина напряжения, до которой должен дойти «предзаряд». Как правило, устанавливается величина 12 В. Работает так: если на паузе при неподаче тока этот уровень напряжения удерживается, предварительный заряд уже можно выключить.
- Ток заряда. Этот показатель допустимо устанавливать на величины, которые в 2-3 раза меньше по сравнению с током заряда обычного варианта. В качестве примера можно привести АКБ емкостью 60 А*ч. В стандартном варианте подключается ток 6,6 а. Для варианта предзаряда достаточна величина 2,2—3,2 а.
- Время, идущее на подачу тока. Принятая продолжительность 5-6 сек.
- Время на паузу. Принятое время паузы 2─3 секунды.
Установки настроек основного заряда, он будет функционировать после режима предзаряда, стоит установить сразу же. Эти настройки зависят от вида и технических особенностей стартерной батареи. Считается оптимальным выбор окончания заряда по характеристике напряжения, причем она различается для следующих видов АКБ: кальциевая, малосурьмянистая, гибридная
Стоит сразу выставить установки основного заряда, он подключится вслед за «предзарядом». Их устанавливают для конкретного типа и характеристик АКБ. Оптимальный выбор – окончание заряда по напряжению. Уровень соотносится с видом батарей: малосурьмянистых, кальциевых, EFB или гибридных.
Если зарядка позволит, стоит установить напряжение такого уровня, при котором зарядный ток начнет снижаться. Помимо этого, имеет смысл задать величину выдержки при максимальном напряжении- 2-3 часа. Также в качестве рекомендуемого рассматривается вариант ведения заряда импульсами тока, которые перемежаются паузами. Причем, соотношение по периодам должно быть ориентировочно 2 к 1.
Когда процесс зарядки окончен, нужно провести контрольные замеры плотности в перегородках аккумулятора, применив ареометр. Если обнаруживается, что ее величина менее, чем 1,27 гр/см3, стоит вернуться и произвести дозаряд.
Процедура следующая: ток устанавливается 0,1*С, АКБ выдерживается вплоть до момента падения напряжения. Этот момент дает знать о том, что батарея уже не принимает заряд. Как только он наступил, отмечается время и выдерживают еще порядка двух час. на заряде.
Эта процедура описывается многими изготовителями аккумуляторных устройств как рекомендованная. Характерно, что в течение всего этого периода можно наблюдать в банках кипение, которое свидетельствует о химическом процессе электролиза воды: разложения на элементы – кислород и водород.
По окончании процесса АКБ оставляют в покое, пока не закончится электролиз. Измеряют величину плотности, она будет больше, чем предыдущее значение. В ситуации, когда оно все же не выходит на уровень 1,27 гр/см3, придется провести разряд до 12 В. Затем делается повторный заряд и АКБ выдерживается при наибольших значениях напряжения. Эти операции поднимают уровень плотности электролита и равномерно распределяют его по всему объему батареи.
Какая есть альтернатива
Поскольку современные ЗУ есть не у всех автолюбителей, некоторые покупают универсальные зарядники. Они предназначены для разных аккумуляторов и не обходят стороной свинцово-кислотные. Их особенность в том, что они не обладают возможностью назначить специальный режим, но настроек достаточно много. Можно вручную подбирать в настройках оптимальные режимы. Например, включив не очень большой ток 0,03*C─0,1*С, можно установить срабатывание устройства в тот момент, когда достигается определенный уровень напряжения.
Среди универсальных ЗУ есть популярные, один из примеров- iMax B6, а также его модификации.
Аналогичные образцы производятся под марками Pulsar, Robiton, и другими.
Они работают стандартно: выбирается режим – для свинцовых батарей, число банок, устанавливается ток – и запускается зарядка аккумулятора. Если нужно сделать разряд, эти устройства позволяют выполнить такую функцию.
Заключение
В случае достаточно сильной разрядки АКБ ее можно возвратить в рабочее состояние. В этих целях придется применить зарядное устройство профессионального класса, или хотя бы самодельное. Но оно должно быть снабжено теми функциями, которые необходимы для работы. Они представлены в этом материале.
Помимо этого, стоит помнить, что восстановительный процесс потребует довольно много времени. Порой приходится потратить на него несколько суток.
Когда у автолюбителя отсутствуют необходимые устройства или нет достаточного времени для кропотливой работы по восстановлению АКБ, тогда ему прямая дорога на СТО к специалистам по автоэлектрике. По ходу этого процесса батарея может потерять часть емкости, но восстановительный заряд позволит ей работать в оптимальном режиме.